Художник из Вологды создал краску, которая сама рисует деревья

Павел Смирнов: Созданию "живой" краски предшествовали тысячи неудачных опытов. Фото: Из архива Павла Смирнова
Павел Смирнов: Созданию «живой» краски предшествовали тысячи неудачных опытов. Фото: Из архива Павла Смирнова
Оригинальные картины создает вологодский художник Павел Смирнов: деревья экзотической красоты, неземные цветы… Вглядываясь в них, пытаешься разобраться и понять, как все это сделано. Оказывается, что причина волшебства — необычная краска, которую придумал сам Павел.

Это первая в мире краска, основанная на фракталах — саморастущих структурах, которые бесконечно повторяют сами себя. Она создает фигуры, записанные в ее внутренней программе и, получается, рисует сама, без участия человека, достаточно положить на грунт несколько капель.

Павел Смирнов по профессии — химик, он закончил Вологодский государственный педагогический университет. После вуза пошел работать в школу, но зарплата учителя не позволяла нормально жить молодой семье с ребенком. Поэтому оформился на завод, где трудился рабочим на пилораме, а по ночам разгружал вагоны. Затем был журналистом, маркетологом, а сейчас занят исключительно созданием чудо-краски.

Российская газета: Павел, как родилась такая идея?

Павел Смирнов: Я всегда увлекался живописью — писал абстрактные картины. В поисках новых эффектов стал добавлять в краски разные вещества. И как-то раз, закончив одну работу, вылил остатки своих экспериментальных красок на чистое полотно. Утром же обнаружил, что некоторые капли краски сами по себе превратились в «деревья». Это были очень маленькие — не более пяти миллиметров длиной, но настоящие дендриты (древовидные кристаллы, относящиеся к группе фракталов), и они сами выросли на моей картине. Я стал разбираться, какое вещество дает такой эффект. Это была трудная загадка: дендриты родились в смеси, состоящей, наверное, из сотни веществ.

Экспериментировал дома на кухне. У меня не было ни приборов для химического анализа, ни лаборатории. Не было даже химической посуды для опытов: на все это просто не хватало денег. Отказывая себе во многом, покупал реактивы и красители, чтобы продолжить опыты. Химические колбы заменял баночками из-под детского питания, а лабораторные пробирки — одноразовыми шприцами. Когда говорил друзьям, что хочу создать саморисующую краску, они крутили пальцем у виска. Я провел тысячи неудачных опытов. Первые дендриты обнаружил в 2009 году, а надежные краски разных цветов, способные храниться и не терять свои свойства, создал только в 2011-м.

Использовал самые разные краски: масло, акрил, гуашь. Однажды даже купил на барахолке ящик старых художественных красок, сохранившихся на чердаке старого дома. Эти краски возрастом лет 30-40 были в свинцовых тубах, с оторванными и нечитаемыми этикетками. Работал и с ними. Меня вообще всегда тянуло на разные эксперименты: делал картины-панно с микросхемами от компьютеров, с шестеренками и разными мелкими предметами. Мастерил фантастических существ из подручных материалов. Мне ближе по духу современное искусство, чем традиционная академическая живопись.

РГ: Но все-таки как краска может сама расти?

Смирнов: Процесс роста дендритов очень похож на рост живого растения. Из круглой капли, словно из семечка, вырастают тоненькие веточки. Они быстро растут, ветвятся и превращаются в длинные побеги с сотнями ответвлений. Кажется невероятным, но ветви дендрита «чувствуют» друг друга. Они останавливают свой рост, когда приближаются к соседним дендритам. Если место занято, то рост прекращается, и дендрит начинает двигаться в другую сторону — туда, где есть свободное пространство для развития. Я уверен, что фрактальная краска — лишь первая ласточка в группе красок нового поколения — красок «с памятью». Моя краска рисует с помощью дендритов, но уверен, что можно создать краску, которая будет рисовать благодаря фракталам иной формы.

РГ: Эта краска имеет разные оттенки?

Смирнов: Созданы краски трех цветов — синего, красного и зеленого. Они могут смешиваться для создания промежуточных оттенков.

РГ: А зачем в принципе нужна такая краска?

Смирнов: Она позволяет создавать картины с беспрецедентной сложностью рисунка. Подделать их трудно даже при помощи современной техники, вручную (кистью или пером) — и вовсе невозможно. Толщина ветвей — тоньше человеческого волоса, а ветвей этих — миллионы, и каждая имеет свои боковые ответвления. Эта краска позволяет создавать действительно уникальные картины, повторить которые не сможет даже сам автор. Одна ее капля ведет себя на полотне как живое существо.

 

http://www.rg.ru/2012/06/14/reg-szfo/paint.html