Трудно быть богом

Гений компьютерных развлечений Уилл Райт снова попал в яблочко: количество проданных копий игры Spore уже исчисляется миллионами. Желающих почувствовать себя в роли бога хоть отбавляй, тем более что в основе киберхита вроде бы лежат научные теории. В «Галактическое издание» даже включен компакт-диск с записью передачи канала National Geographic, где несколько биологов обсуждают «прорыв в воссоздании генетических механизмов». Увы, на самом деле все не так замечательно. Корреспондент журнала Science Джон Боханнон (John Bohannon) задался целью выяснить, действительно ли связь Spore с наукой столь тесна, как говорят создатели проекта.

Игровой процесс в Spore разделен на несколько стадий. Персонаж начинает путешествие к вершине пищевой пирамиды с одноклеточного микроорганизма в первичном бульоне, выходит на сушу в стадии животного, вскоре формирует племя и через цивилизованное общество продвигается к космической экспансии. Чтобы получить квалифицированную оценку, Боханнон обратился к ученым. Он разослал копии Spore двум эволюционным биологам, взявшим на себя первые две стадии, социологу (для проверки третьего и четвертого этапа) и астрофизику из NASA, на долю которого пришлась межзвездная одиссея.

Для получения максимального балла от Spore не требовалось полного соответствия природным процессам, достаточно было не допускать грубого искажения фактов. Однако и это условие в игре не выполняется. Стадии микроорганизма и животного пестрят «двойками» и «колами». Базовые принципы генетики и естественный отбор в Spore не имеют ничего общего с действительностью. Чуть лучше обстоят дела с биологией клетки, воспроизведением потомства и следованием общей идее эволюции. Несмотря на чудовищные упрощения, микромир Spore вызвал у тестеров скорее симпатию: происходящее на экране по крайней мере отдаленно похоже на то, что видит исследователь на предметном столике микроскопа. Но на стадии животных расхождения с природой оказываются слишком велики. Отсутствие общих предков (у каждого существа в Spore свой собственный одноклеточный «прадед») и естественного отбора ставят крест на использовании игры в качестве наглядного пособия для знакомства с теорией эволюции.

Этапы племени и цивилизованного общества заслужили более высокие оценки: «хорошо» по социологии и «троечку» по культурной антропологии. Последняя обусловлена отсутствием в игре племен как таковых, поскольку племя появляется в результате родства, которого в Spore тоже нет. Игрок сталкивается с разделением труда, общественным мнением и даже религией.

Наконец, космическая стадия оказалась самой достоверной. Средняя оценка за астрофизику — «хорошо» (получить высший балл помешали сверхсветовые скорости), тогда как астробиология получила «удовлетворительно» (разумная жизнь в галактике Spore встречается в каждой звездной системе).

Подводя итог, Боханнон с сожалением констатирует, что заявленная связь проекта с наукой не более чем маркетинговый ход. Что же до вышеупомянутой беседы Райта с биологами, то последних, как оказалось, просто ввели в заблуждение. Автор статьи отыскал ученых, принимавших участие в передаче National Geographic: давая интервью, они думали, что обсуждают аспекты эволюционной теории, и понятия не имели, что их речь будет использована в рекламе компьютерной игры.

http://kinnet.ru/cterra/758/386686.html



1 комментарий