Позор! Люди Средневековья переплюнули современных учёных. Мы-то думали, что продвинутая математика и кристаллография – наши достижения. Оказывается, ничего подобного – всё это было уже полтысячи лет назад. К тому же современную науку, похоже, перегнали не лучшие математики, а простые художники. Ну, может, и не очень простые… Но всё-таки!
Нет, ну в самом деле — современные математики занимаются сплошной ерундой! То бумагу
складывают по 12 раз, то
вяжут крючком уравнения Лоренца, то выкручивают
мячики в пончики. В общем, из серьёзных людей остались лишь
Перельман да
Окуньков — на них вся надежда…А ведь интересно, что математические достижения люди совершали и в древности, порой совершенно не придавая им особенного значения. Интересно, что те же «старинные» открытия учёные повторяют в наши дни, ничуть при этом не подозревая, что выдумывают нечто, существующее без их догадок не одно столетие.
Вот, скажем, английский математик Роджер Пенроуз (Roger Penrose) придумал в 1973 году такую штуку – особенную мозаику из геометрических фигур. Называться она стала, соответственно, мозаикой Пенроуза. Чего же в ней такого специфического?
|
Мозаика Пенроуза в версии её создателя. Она собрана из ромбов двух типов, один – с углом 72 градуса, другой – с углом 36 градусов. Картина из неё получается симметричная, но не периодичная (иллюстрация с сайта en.wikipedia.org). |
Мозаика Пенроуза представляет собой узор, собранный из многоугольных плиток двух определённых форм (немного различающихся ромбов). Ими можно замостить бесконечную плоскость без пробелов.Получающееся изображение выглядит так, будто является неким «ритмическим» орнаментом – картинкой, обладающей трансляционной симметрией. Такой тип симметрии означает, что в узоре можно выбрать определённый кусочек, который можно «копировать» на плоскости, а затем совмещать эти «дубликаты» друг с другом параллельным переносом (проще говоря, без поворота и без увеличения).
Однако, если присмотреться, можно узреть, что в узоре Пенроуза нет таких повторяющихся структур – он апериодичен. Но дело отнюдь не в оптическом обмане, а в том, что мозаика не хаотична: она обладает вращательной симметрией пятого порядка.
Примеры квазикисталлов – сплав AlMnPd и Al60Li30Cu10 (иллюстрация Paul J. Steinhardt). |
Это значит, что изображение можно поворачивать на минимальный угол, равный 360 /
n градусам, где
n – порядок симметрии, в данном случае
n = 5. Следовательно, угол поворота, который ничего не меняет, должен быть кратен 360 / 5 = 72 градусам.Примерно десятилетие выдумка Пенроуза считалась не более чем милой математической абстракцией. Однако в 1984 году Дэн Шехтман (
Dan Shechtman), профессор израильского технологического института (
Technion), занимаясь изучением строения алюминиево-магниевого сплава, обнаружил, на атомной решётке этого вещества происходит дифракция.
Предыдущие представления, существовавшие в физике твёрдого тела, исключали такую возможность: структура дифракционной картины обладает симметрией пятого порядка. Её части нельзя совмещать параллельным переносом, а значит, это вовсе никакой не кристалл. Но дифракция характерна как раз для кристаллической решётки!
Как тут быть? Вопрос непростой, поэтому учёные договорились о том, что данный вариант будет назваться квазикристаллами – чем-то вроде особого состояния вещества.
|
Здесь показан один из образцов выкладки плитки, показанный в арабском манускрипте XV века. Цветами исследователи выделили повторяющиеся области. На основе этих пяти элементов выстроены все геометрические узоры средневековых арабских мастеров, изученные Лу и Стейнхардтом. Как видите, повторяющиеся элементы не обязательно совпадают с границами плиток (иллюстрация Peter J. Lu). |
Ну а вся красота открытия, как вы догадались, в том, что для него уже давно готова математическая модель. И, как вы наверное поняли, это мозаика Пенроуза. Вот только ей этой вовсе не десять лет, а гораздо больше. Это стало известно лишь в наши дни, на заре XXI века, и модель эта оказалась намного древнее, чем можно было себе представить.В 2007 году Питер Лу (
Peter J. Lu), физик из Гарварда (
Harvard University) за компанию с другим физиком — Полом Стейнхардтом (
Paul J. Steinhardt), но из Принстона (
Princeton University), —
опубликовал в Science статью, посвящённую мозаикам Пенроуза (Лу должен быть известен постоянным читателям «Мембраны» – мы уже рассказывали о его открытиях алмазной обработки
древних топоров и сложнейших
старинных машин). Казалось бы, неожиданного тут немного: открытие квазикристаллов привлекло живой интерес к данной теме, что привело к появлению кучи публикаций в научной прессе.
Однако изюминка работы в том, что она посвящена далеко не современной науке. Да и вообще — не науке.
|
«Квазикристаллические» узоры нашли своё место не только в архитектуре. Здесь вы видите обложку Корана 1306-1315 годов и прорисовку геометрических фрагментов, на которых основан узор. Этот и следующий примеры не соответствуют решёткам Пенроуза, но обладают вращательной симметрией пятого порядка (иллюстрация Peter J. Lu). |
Лу обратил внимание на узоры, покрывающие мечети в Азии, построенные ещё в Средневековье. Эти легко узнаваемые рисунки сделаны из мозаичной плитки. Они называются гирихи (от арабского слова «узел») и представляют собой геометрический орнамент, характерный для исламского искусства и состоящий из многоугольных фигур.Долгое время считалось, что эти узоры создавались с помощью линейки и циркуля. Однако пару лет назад, находясь во время путешествия в Узбекистане, Лу заинтересовался узорами мозаик, украшавшими местную средневековую архитектуру, и приметил в них что-то знакомое.
Вернувшись в Гарвард, учёный стал рассматривать аналогичные мотивы в мозаиках на стенах средневековых построек Афганистана, Ирана, Ирака и Турции.
|
Этот образец датирован более поздним периодом – 1622 год (индийская мечеть). Глядя на него и прорисовку его структуры, нельзя не восхититься трудолюбию исследователей. И, конечно же, самих мастеров (фото M. W. Meister, иллюстрация Peter J. Lu). |
Он обнаружил, что эти схемы практически одинаковы, и смог выделить основные элементы гирихов, использовавшихся во всех геометрических орнаментах. Кроме того, он нашёл чертежи этих изображений в старинных манускриптах, которыми древние художники пользовались в качестве своеобразной шпаргалки по украшению стен.Но это всё, оказывается, не так уж важно. Для создания этих узоров применяли не простые, случайно придуманные контуры, а фигуры, которые были расположены в определённом порядке. Но и это особенно удивительно.
А действительно интересно то, что, забыв про подобные схемы, люди снова встретились с ними позже. Да-да, древние узоры – не что иное, как то, что спустя столетия назовут решётками Пенроуза и найдут в структуре квазикристаллов!
|
На этих снимках выделены одинаковые области, хотя это и фотографии из самых разных мечетей (иллюстрация Peter J. Lu). |
В исламской традиции существовал строгий запрет на изображение людей и животных, поэтому в оформлении зданий большую популярность приобрёл геометрический орнамент. Средневековые мастера умудрялись как-то делать его разнообразным. Но в чём был секрет их «стратегии» – никто не знал. Так вот, секрет как раз оказывается в использовании специальных мозаик, которые могут, оставаясь симметричными, заполнять плоскость, не повторяясь.Другой «фокус» таких изображений в том, что, «копируя» такие схемы в различных храмах по чертежам, художники неизбежно должны были бы допустить искажения. Но такие нарушения минимальны. Объясняется это только тем, что в масштабных чертежах смысла не была: главное – принцип, по которому строить картину.
Для сборки гирихов применяли плитки пяти видов (десяти— и пятиугольные ромбы и «бабочки»), которые в мозаике составлялись, прилегая друг к другу без свободного пространства между ними. Мозаики созданные из них, могли обладать как сразу вращательной и трансляционной симметрией, так и только вращательной симметрией пятого порядка (то есть являлись мозаиками Пенроуза).
|
Фрагмент орнамента иранского мавзолея 1304 года. Справа – реконструкция гирихов (иллюстрация Peter J. Lu). |
Исследовав сотни фотографий средневековых мусульманских достопримечательностей, Лу со Стейнхардтом смогли датировать появление подобной тенденции XIII веком. Постепенно этот способ приобретал всё большую популярность и к XV веку стал широко распространённым.Образцом почти идеальной квазикристаллической структуры исследователи посчитали святилище имама Дарб-и в иранском городе Исфахане, датируемое 1453 годом.
Это открытие впечатлило очень многих. Американская ассоциация содействия развитию науки (AAAS) на радостях подготовила по этому случаю пресс-релизы, посвящённые исследованию, даже на персидском, арабском и турецком языках (видимо, в качестве «дани» за вдохновение).
|
Портал святилища имама Дарб-и в Исфахане (Иран). Здесь друг на друга наложены сразу две системы гирихов (фото K. Dudley, M. Elliff, иллюстрация Peter J. Lu). |
Правда, доктор Эмиль Маковицкий (
Emil Makovicky) из Копенгагенского университета (
University of Copenhagen) посчитал своим долгом пожурить исследователей за то, что они недостаточно уделили внимания его статье 1991 года, в которой он исследовал узор на одной иранской гробнице XII века. Вскоре к этой критике присоединилась ещё пара учёных — из Technion и из университета Дюка (
Duke University), сказав, правда, что работа Стейнхардта и Лу представляет собой «интересную гипотезу».Пол Стейнхардт честно парировал замечание, сказав, что он с коллегой работал не над одним образцом, а над большим количеством разнообразного материала. К счастью, до академической ссоры дело не дошло, а исследование получило хоть какое-то признание в научном мире.
И всё же самый таинственный вопрос – о том, как средневековые арабы могли додуматься до квазикристаллических структур, которые известны нам менее трёх десятилетий, — так и остаётся без ответа.
|
Колонна внутреннего двора мечети в Турции (около 1200 года) и стены медресе в Иране (1219 год). Это ранние произведения, и в них используется всего два структурных элемента, найденных Лу (фото B. O’Kane, W. B. Denny). |
Может ли это быть доказательством огромной роли математики в средневековом исламском искусстве, или это просто был наиболее простой способ «сборки» авторами своих произведений – сейчас узнать уже невозможно.»Мы не можем с уверенностью сказать, что означает всё это искусство, — признался Питер Лу. — Однако кажется невероятным, что выбор такой тактики – дело простой случайности». В любом случае это открытие может быть свидетельством того, что искусство, которому не придают большого значения, оказалось куда более «продвинутым», чем мы могли предположить.
Прикольный пост получился, так держать
ох и реферат у меня получиться красивый :)
Спасибо за интересную статью на тему ислам.
Да блять, я просто в ахуе от этого блога, до самого конца дрочил!!!!!!!!!!!:DDDD
Всем привет