Сколько лет греку?

Прислал письмо Илья (который ilyarubinchik):

…читал у вас на арбузе задачи о времени — в ответах есть ошибка.
Задача №35
Некий грек родился в 40 году до нашей эры и умер в 40 году новой эры. Сколько лет он прожил?
ответ: 81 – надо учесть нулевой год.

Ответ неверный. Никакого нулевого года не было. после первого года до
нашей эры был сразу первый год нашей эры, именно поэтому 21 век
начался 1 января 2001 года, а не 1 января 2000 года.
Так что задача строго говоря и не задача вовсе. 80 лет грек прожил. :)
**********************
Как говорили в старой миниатюре «Вопрос конечно интересный». Я тоже в сомнениях — про нулевой год есть у Гарднера и в других источниках, приводящих эту задачу. Как же нам узнать — был нулевой год или нет? Тогда, ясное дело, было другое летоисчисление «от сотворения мира». Потом стало «От рождения Христова» или «Нашей эры». (Подробности ниже)

Давайте рассуждать так — предположим, Христос действительно существовал и что он родился в каком-то году, от которого и начат отсчет. Между событиями, одно из которое произошло за год до Его рождения (первый год до н.э), а второе через год после Его рождения (первый год н.э.) прошло 2 года… Получается, что никакого нулевого года не было!?!

С другой стороны — не могли же ВСЕ авторы занимательных книжек, включая Гарднера, ошибаться? (Это, конечно, аргумент не по существу дискуссии, но очень веский) Где же истина?

Еще меня всегда занимало в этой задаче, что персонаж ее именно «грек» — не американец, не француз, сириец, кувейтец, пакистанец, русский, румын, литовец и так далее. Их тогда просто не было, были совсем другие народы, из которых доныне дожили единицы — греки, египтяне, индусы, евреи, китайцы…

Напомню, что на Арбузе есть раздел История календаря с интересными статьями. Там есть и о определении даты Рождества Христова:

нам гораздо легче, чем римскому монаху Дионисию Малому, который в 241 году эры Диоклетиана занимался расчетом пасхалий. У него не было привычной нам датировки «столько-то лет до или после рождения Христа». Именно такую датировку он и создал. Что ему было известно? Из Нового завета – что Христос был распят в возрасте 30 лет и воскрес в воскресенье 25 марта (15 число месяца Нисана по еврейскому календарю) – а это первая христианская пасха. И что рождение его было во времена правления Августа, а в Иудее – царя Ирода. Было известно также, что 1-й год эры Диоклетиана соответствует 1038 году от основания Рима.

Дионисию было задание – рассчитать пасхалии, начиная с 248 года эры Диоклетиана. А Дионисий, к тому же, знал, что даты пасхи повторяются каждые 532 года: одно и то же число воскресенья соответствует той же самой фазе луны. Это могло облегчить работу по вычислению дат. Чем он и воспользовался.

Определил, что ближайшая пасха, приходящаяся на 25 марта, будет в 279 г. эры Диоклетиана, вычел из этого числа 532 и получил, что первая пасха была в 254 г. до эры Диоклетиана. Вычел еще 30 лет и оценил, что рождение Христа было в 284 г. до эры Диоклетиана. Отсюда его предложение – считать этот год первым от Рождества Христова.

В результате сопоставления эр Диоклетиана и от основания Рима следует, что этот 1-й христианский год был в 754 г. от основания Рима. Но тогда диоклетианов 241 год, в котором работал Дионисий, становится 525 от РХ, а дионисиевы пасхалии начинаются с 532 года от РХ.

Может, этот его расчет выглядит и неплохо. Да, к сожалению (а может, к счастью!), царь Ирод умер в 750 г. от основания Рима. А Христос родился, как известно, до этого момента! Так что начало христианской эры не вполне соответствует дате рождения Христа (ни дата, ни год его рождения науке точно не известны).

Христианскому миру нелогично было вести счет лет от Диоклетиана – его злейшего притеснителя. И предложение Дионисия постепенно, в течение нескольких веков было принято христианской Европой. И теперь мы привычно говорим и пишем «до нашей эры» или «нашей эры». В последние годы стали привыкать к обозначению «от РХ».